Что я купил: как по маркировке товара можно узнать о нём всю информацию

Что я купил: как по маркировке товара можно узнать о нём всю информацию
10
Февраль
2021

С каждым годом всё больше товаров подлежат обязательной маркировке. Так, в 2020 году маркировка стала обязательной для духов и фототоваров, а с 2021 и для лёгкой промышленности. Охватить все товары единая система маркировки должна к 2024 году. О том, что из себя представляет цифровая маркировка товара, какие тайны скрывает черно-белый квадратик на упаковке, а также какие штрафные санкции предусмотрены для продавцов, реализующих контрафакт, в эфире «Радио Крым» рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора РК и Севастополя Виктория Воронова.

«У нас есть в РФ единая система цифровой маркировки, в частности её поддерживает сайт Честный знак.рф. Куда может зайти любой потребитель, посмотреть информацию. В частности, что, когда и в каком порядке должно маркироваться. На каждый вид продукции, который подлежит обязательной маркировке, оператором системы маркировки Центра развития перспективных технологий должен выдаваться соответствующий штрих-код, так называемый код Data Matrix», — пояснила Виктория Воронова.

Data Matrix – это черно-белый квадратик на упаковке товара, который расскажет не только о том, где, когда, из чего и кем произведён тот или иной товар, но даже то, как данный продукт попал в Россию. Отследить можно всю цепочку перепродаж товара, потому что каждый из посредников обязан вносить в систему маркировки все сведения и сроки. Для этого достаточно использовать приложение «Честный знак» на своём смартфоне. Именно с его помощью потребитель может расшифровать код Data Matrix.

Что обязательно подлежит маркировке

К обязательной маркировке принадлежат следующие группы товаров: табачные изделия, обувь, шины, фототовары, товары лёгкой промышленности, духи и туалетная вода. Также с июля 2021 года обязательной станет маркировка и для молочной продукции.

Если картинка не считывается

Некоторые реализаторы считают, что могут не заказывать коды у государственной системы маркировки. А просто клеят какую-то картинку, лишь изображающую специальный код. Поддельный штрих-код сразу всплывёт при считывании через программу. На экране смартфона появится информация о том, что данный товар не значится в системе. Это значит, что он контрафактный.

«Роспотребнадзор в своей практике по РФ с этим сталкивается. Подделываются практически все группы товаров, которые подлежат маркировке. Но в основном это, конечно, табак и обувь», — рассказала Виктория Воронова.

Кто понесёт ответственность за реализацию товара без маркировки

На сегодняшний день порядка 70% товаров реализуются без нанесений цифровой маркировки. При этом продавцы отсылают проверяющий орган к производителю или поставщику – маркировки не было у него. Тем не менее, именно реализатор понесёт основную ответственность.

«В ходе своей проверки мы отслеживаем всю цепочку. Ни в коем случае не будет привлечен к ответственности только предприниматель, который реализует такую продукцию, но и прослеживаемость будет всей цепочки. Но ответственность лежит первоначально непосредственно на той розничной торговле, которая реализует эти виды товаров конечному потребителю», — отметила представитель Роспотребнадзора.

За реализацию продукции без цифровой маркировки предусмотрена административная ответственность. Штраф от 5 до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей с конфискацией всех товаров, на которых не нанесена маркировка.  Для юридических лиц сумма штрафа значительно больше – от 50 до 300 тысяч рублей, также с конфискацией неподтверждённой продукции.