Как воспитать личность и не увязнуть в бюрократии: проректор университета о новом законе о воспитательной составляющей образовании

Как воспитать личность и не увязнуть в бюрократии: проректор университета о новом законе о воспитательной составляющей образовании
03
Ноябрь
2020

С 1 сентября 2020 года вступил в силу закон о воспитательной составляющей образования. Воспитательный и образовательный процессы в принципе сложно разделить, однако теперь некоторые аспекты формирования личности учащегося прописаны отдельно и закреплены законодательно. Что изменится для педагогов и детей, на что обратить внимание при становлении личности, а также какие подводные камни могут помешать идее в эфире «Радио Крым» рассуждал проректор КФУ, депутат Госсовета РК Сергей Додонов.

«Если мы говорим о самом законе, то закон просто определил понятие «воспитание». Всеобъемлющий термин внесли, начиная от нашего поведения и заканчивая историческим наследием и культурными традициями нашей многонациональной Родины. Ну и самое главное, там есть простая такая фраза, это «взаимное уважение». Фактически из этого строится довольно многое. То есть, когда мы уважаем своего собеседника, когда мы уважаем своих попутчиков в маршрутке. Вот это взаимное уважение, оно фактически и определяет уровень воспитания в обществе», — считает Сергей Додонов.

По мнению проректора, независимо от того, какую специальность осваивает студент, есть три основных вехи, на которых должно строиться воспитание личности. Это уважение к авторству и праву интеллектуальной собственности, патриотизм и желание сделать лучше то место, в котором ты родился, и умение аргументированно и достойно отстаивать в диалоге свою позицию.

Закон предусматривает разработку документов, которые будут частью рабочих программ, по которым обучаются студенты и школьники. И главное опасение озвученное специалистом в том, что инициатива просто скатится к бюрократии, соблюдение прописанных норм станет формальным и «календарным».

«Основой формирования личности являются примеры, которые существуют перед нами. Если мы говорим об образовании, то это всё-таки педагоги и учителя. Здесь каждый обучающийся должен найти своего учителя. Того, кто действительно для него будет являться авторитетом», — рассказал Сергей Додонов.

Примерами, на которые можно опираться в воспитании, могут быть и известные ученые, общественные деятели или героические люди региона, в котором живут обучающиеся. Но ничего не получится, если дома ребёнок будет наблюдать обратный пример родителей, либо в семье ценности будут кардинально противоположными.

В составлении воспитательной части рабочих программ теперь, согласно закону, могут принимать участие родительские и студенческие советы. В настоящий момент каждое учебное заведение только определяет для себя форму реализации нового закона.