Пять варварских культур в одном некрополе, — доктор исторических наук об исследовании могильника Опушки

Пять варварских культур в одном некрополе, — доктор исторических наук об исследовании могильника Опушки
29
Январь
2021

Крымские учёные получили грант на исследование могильника Опушки под Симферополем в размере 400 тысяч рублей. Уникальность некрополя состоит в том, что его на протяжении 5 веков использовали народы разных культур. Об особенностях могильника Опушки, а также о том, что позволило учёным сделать выводы об уникальности места захоронений, в эфире «Радио Крым» рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета Таврической академии КФУ Игорь Храпунов.

Захоронение относится к культуре варваров, которые жили в Крыму с  I века до нашей эры по IV век нашей эры. Причём в могильнике есть погребения разных культур и разных народов.

«На самом деле подобных варварских могильников в предгорном Крыму известно достаточно много. Но этот отличается, во-первых, продолжительностью своего использования. Как я уже сказал, это 500 или даже больше лет. А во-вторых, он единственный такой, где сконцентрированы погребальные сооружения пяти археологических культур», — пояснил учёный.

В чём уникальность могильника

Почему именно этот холм близ Опушки так привлекал для погребения своих усопших столь разные культуры, для археологов пока загадка. Обнаруженные могильники отличаются между собой артефактами и способом захоронений, что позволило учёным сделать вывод о, по меньшей мере, пяти различных культурах – захоронения позднескифской, среднесарматской, позднесарматской, германской и аланской культур. Последние, по предположениям учёных, предки племён, пришедших в Крым с Северного Кавказа.

«Если говорить в целом, то это разные типы погребальных сооружений. Например, поздние скифы хоронили в выкопанных в земле склепах. Потом, хоронили в этих склепах по сто и больше людей в одном склепе, по многу ярусов, рядом друг с другом. Сопровождали их определённым погребальным инвентарём. А входные ямы этих склепов они заполняли потом камнями, после того, как последнего погребённого опускали в камеру склепа. Сарматы, например, хоронили в так называемых подбойных могилах, это особая конструкция. Те люди, которые, как мы полагаем, пришли с Северного Кавказа, они тоже хоронили в склепах, но не таких, как поздние скифы. У них между входной ямой и погребальной камерой был подземный коридор, который вёл в эту камеру. И там хоронили не сотни людей, а от 4 до 6, в один ряд, в один ярус на полу этого склепа», — пояснил Игорь Храпунов.

Как обнаружили могильник

К сожалению, первыми нашли могильник грабители. В 2002 году жители села Мазанка обнаружили, что их дети играют человеческими костями. Выяснилось, что кости выбрасывают грабители, когда разрушают могилы. Жители села сообщили в органы охраны культурного наследия, и именно так стало известно, что есть этот могильник. Уже в 2003 году археологи приступили к раскопкам. Студенческая практика началась в Опушке в 2016 году.

«Надо сказать, что грабители, продолжая свою деятельность более 10 лет, они уничтожили полностью или частично сотни погребальных сооружений. Мы всё время с этим сталкиваемся», — прокомментировал историк.

Что находят учёные

Тем не менее, учёные обнаружили не одну тысячу артефактов погребального инвентаря, что позволяет делать выводы о быте тех или иных народов, живших в Крыму сотни лет назад. Так, например, среди находок – оружие, зеркала самых разных типов, посуда, различные украшения и гигантское количество бус.

«Надо сказать, что никаких килограммов золота там нет. Есть, конечно, золотые вещи, но это мелкие украшение, большинство из них – это просто фольга. Например, из неё вырезали венки и одевали их на головы погребённых. Это греческий обычай, но они его восприняли», — рассказал Храпунов.

Фото: пресс-служба КФУ